Авторы: Мячев Анатолий Анатольевич, к.т.н., с.н.с., Шишорина Наталья Александровна
ГОУ Межшкольный Учебный Комбинат №21 «Коньково» ЮЗАО г. Москвы
Web-сайт: muk21-voict07.narod.ru E-mail: vomuk-21@rambler.ru
Введение
Проект «Дистанционная вариативная олимпиада по информатике и ИКТ» (далее ВОМУК-21) предлагает обучаемым навыки, достаточные для ориентирования в области информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), сети Интернет и прикладной информатики для учащихся различных возрастных групп, главным образом для учащихся 8-11 классов.
Проект предназначен для проведения ежегодных дистанционных открытых массовых олимпиад, как для учащихся, так и ИКТ-специалистов, заинтересованных в повышении уровня развития логико-математического, цифрового и общего мышления, а также коммуникативности и ИКТ-компетентности широкого круга учащихся основной, старшей и профильной школы.
1. Название проекта «Дистанционная вариативная олимпиада по информатике и ИКТ» - ВОМУК-21
2. ФИО разработчиков - руководителей проекта Мячев Анатолий Анатольевич, к.т.н., с.н.с., Шишорина Наталья Александровна
3. Название образовательного учреждения ГОУ Межшкольный Учебный Комбинат №21 «Коньково» ЮЗАО
4. Год разработки учебного проекта 2006-2007 учебный год
5. Опыт использования В Опорной школе МУК-21 «Коньково» (школы ЮЗАО №№ 20, 49, 103, 113, 126, 170, 176, 584, 765, 791, 793, 865, 1101 – обучаются ежегодно около 3000 учащихся по информатике и ИКТ) и в ряде других школ, колледжей и вузов Москвы.
6. Проблемная ситуация В век информационных технологий все большее значение приобретает владение навыками, необходимыми для ориентирования в области информатики и ИКТ и сети Интернет. При этом не существует действующих информационных Интернет-сайтов, объединяющих в себе вариативные задания информатике и ИКТ, которые могут использоваться для регулярного обучения (в том числе в очной и дистанционной форме) учащихся 8-11 классов и проведения массовой олимпиады с электронной фиксацией результатов и выполнения заданий по офисным ИКТ.
7. Проблема проекта Можно ли создать информационный Интернет-сайт, способный объединить в себе методически обоснованный единый комплект вариативных заданий по информатике и ИКТ для проведения открытой вариативной олимпиады в дистанционном и локальном сетевом режимах и единой методики оценки результатов для учащихся 8-11 классов.
8. Цель Цель проекта – формирование содержания, методики и реализации дистанционной сетевой вариативной олимпиады, направленной на развитие и проверку знаний и навыков, относящихся к информатике и ИКТ и цифровой компетенции учащихся различных возрастных категорий.
9. Задачи – этапы – способы решения · Осуществление поиска существующих заданий и разработка вариативных новых заданий по информатике и ИКТ для учащихся различных возрастных категорий; · Формирование методически сбалансированных комплектных электронных заданий различной тематики и сложности (с помощью Microsoft Office Excel), электронных бланков и программ обработки электронных бланков для осуществления открытой вариативной олимпиады ВОМУК-21 с минимальным использованием различных ресурсов; · Создание Интернет-сайта и размещение на нем системы комплексных вариативных заданий, электронных бланков и тестовых программ по базовым разделам олимпиады; · Использование сайта для предварительного обучения и контроля ЗУН учащихся на уроках информатики и ИКТ, проведения открытой ежегодной олимпиады ВОМУК-21; · Оформление методического паспорта и отчета о проделанной работе.
10. Форма организации детей Индивидуальная и групповая работа в классах, внешкольная деятельность.
11. Сфера применения результатов Другое
12. Используемые технологии Мультимедиа. Интернет. Офисные технологии. Другое
13. Форма продуктов проектной деятельности Web-сайт. Мультимедийная презентация. Стендовый доклад, буклет.
14. Способ объединения результатов на презентации Конференция. Конкурс. Мероприятие. Другое
15. Виды презентации Издательский. Демонстрация на компьютере. Публикация в Интернет. Другое
17. Класс или возраст детей 7, 8, 9, 10, 11 классы
18. Число участников 4 разработчика: Панин С. (7 кл.), Гурская А., Морозов А., (10 кл.), Никитин Д. (11 кл.)
19. Предметная область Информатика и ИКТ (основная), математика (сопутствующая)
21. Характер координации Явный
22. Темы учебно-тематического плана предмета · Компьютер и программное обеспечение · Информация. Кодирование информации. Математические основы компьютера. · Основы логики и логические основы компьютера · ИКТ · Компьютерные презентации · Технология обработки числовых данных · Основы языка гипертекстовой разметки документов· Компьютер и программное обеспечение
23. Время работы Среднесрочный (3 месяца – сентябрь 2007 г. ноябрь 2007 г.)
24. Цели обучения, развития, воспитания · Формирование навыков поисковой и исследовательской работы
· Развитие знаний, умений и навыков, относящихся к информатике и ИКТ компетенции
· Развитие цифровой грамотности, коммуникативности и ИКТ-компетенции учащихся
25. Стартовый уровень обученности и сформированности ЗУН и специфических умений
· Базовые навыки обращения с персональным компьютером · Умение работать в сети Интернет, осуществлять поиск информации · Знание способов решения задач по информатике и заданий по ИКТ в объеме базового и углубленного курса.
26. Приращение в ЗУН и специфических умений · Формирование навыков проектно-исследовательской работы
· Умение решать, составлять и оформлять в электронном виде логические задачи различной сложности, ребусы, филворды, венгерские кроссворды, анаграммы, омонимы, текстограммы. · Получение углубленных знаний в области создания Web-сайтов с использованием инструментальных средств. · Дополнительные знания и навыки с элементами профессиональной работы в основных офисных приложениях (обработка текстов, табличных данных, подготовка презентаций) и в Интернет для решения заданий, презентации и публикации результатов работы в печати и в Интернет.
27. Режим работы (организационная форма) Урочный и внешкольный (в очной и дистанционной формах).
28. Техническое оснащение · Компьютерные классы с выходом в Интернет · Персональные компьютеры с лицензионным программным обеспечением (Microsoft Office (MS Word, MS Excel, MS Power Point, MS Front Page, MS Publisher), Macromedia Dreamweaver, Adobe Photoshop)
29. Учебно-методическое оснащение
· Огородников Е.В., Георгиева Р.И., Мячев А.А., др. – Современный урок информатики в профильной школе. Методическое пособие. – М.: МГПУ, 2004. – 112 с.
· Угринович Н. Д. – Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2006. – 512 с.
· Златопольский Д.М. – Интеллектуальные игры в информатике. – СПБ.: БХВ-Петербург, 2004.
30. Информационное оснащение
Печатные источники и ресурсы Интернет по тематике проекта:
· Web-сайт «Дистанционная региональная олимпиада по информатике и ИКТ» muk21-drotik.narod.ru
· Web-сайт «Вербальная энциклопедия информатики» encverit.narod.ru
· Web-сайт «Виртуальный компьютерный клуб МУРСИК» mypcuk.narod.ru
· Web-сайт «Самый-самый ребусник» bestrebusnik.narod.ru
31. Кадровое оснащение · Системный администратор МУК-21 «Коньково» - Паперно Л.М., Хохлов Н.А.
32. Комментарий Данная работа принимала участие:
· в районном туре Конкурса ученических компьютерных проектов, где в номинации "Образовательные проекты", как лучший образовательный актуальный сайт по информатике и ИКТ отмечен дипломом;
· в окружном туре Конкурса ученических компьютерных проектов в номинации "Образовательные проекты";
Решением Экспертного совета МУК-21 «Коньково» по внедрению информационных продуктов конкурса компьютерных ученических работ в Школьное Информационное Пространство (ШИП) от 18.12.2007 проект рекомендован для представления на городских конкурсах различного уровня в качестве значимой для ШИП городского уровня научно-исследовательской компьютерной работы школьников - участников ШИП Опорной школы МУК-21 «Коньково», а также на НТТМ-2008.
В ходе совместной работы учеников и руководителей над проектом был создан информационный образовательный Интернет-сайт На сайте можно найти оригинальные развивающие вариативные задания, электронные бланки для различных видов информационных, вербальных и офисных заданий, а также дополнительную информацию, которая будет полезна начинающим и опытным учащимся в области информатики, ИКТ и в смежных областях знаний.
Задачи, формат заочного обучения и технология проведения ВОМУК-21 соответствовали требованиям региональной олимпиады по информатике и ИКТ – ДРОТИК-2005/6. Задания олимпиады, содержат в основном вариативные задачи, составленные на основе общеобразовательных программ по информатике и ИКТ, удовлетворяющие требованиям вступительных экзаменов по информатике вузов, рубежного контроля, региональных и окружных теоретических олимпиад по информатике.
В качестве вариативных параметров заданий (Ф, И, О) используется регистрационная информация участника: Ф, И, О - число символов в фамилии, имени и отчестве соответственно, а также индивидуальный номер участника (ИНУ) олимпиады (ИНУ=Ф+И+О).
Комплекс заданий ВОМУК-21, реализованный на базе технологии Excel, включает в себя части А, В, C. На его выполнение в компьютерных классах МУК-21 отводилось 80 минут. Все участники в зависимости от уровня подготовки могли решать различные наборы задач A, B, C. Для школьников различных параллелей установлены различные стартовые бонусы (11-10 кл. – 5 баллов, 9-8 кл. – 10 баллов, 7 кл. – 15 баллов).
Задания части А (10 заданий, общее число баллов 32) относятся к базовому курсу информатики. Необходимо было сделать расчет в ячейке ответа, используя нотацию Excel и имена ячеек (Ф, И, О, ИНУ). В бланке ответов в ячейке формул нужно было ввести расчетную формулу (без знака равенства). Часть В (6 заданий, 26 баллов). Ответ - число, состоящее из отдельных цифр, или слово. Часть C (4 расчетных и 3 графические задания, 26 баллов). Ответы на задания части С и графические объекты нужно было ввести в соответствующие ячейки таблицы согласно инструкции задания и перенести в бланк ответов.
Часть авторских заданий – комплексные, содержащие внутри себя ряд вариативных заданий из основных содержательных направлений информатики и ИКТ.
Все расчетные и текстовые ответы автоматически переносятся в электронный бланк учащегося для подведения и фиксации итогов участия в олимпиаде на электронных ящиках ВОМУК-21.
Дополнительные баллы начислялись участникам, имеющим сайт (проект) со ссылкой на страницу, содержащую информацию, идентифицирующую вклад участника в создание сайта (проекта), разработанного преимущественного в рамках научно-исследовательской проектной работы по тематике ИКТ.
Данный сайт является ценным помощником для учебных заведений, заинтересованных в проведении вариативных открытых массовых олимпиад и развитии навыков решения вариативных заданий по информатике на основе приложений MS Office, а также в подготовке к ЕГЭ по информатике и ИКТ.
В олимпиаде ВОМУК-21, проводившейся на базе образовательного сайта muk21-voict07.narod.ru в ноябре-декабре 2007 г., приняли участие около 285 учащихся из многих школ ЮЗАО (№№ 20, 49, 113, 126, 170, 176, 765, 791, 793, 865, 1534, 1694 и др.).
Сайт используется штатно в учебном процессе и в ШИП других образовательных учреждений г. Москвы. Проект получил признание широкого круга учащихся, преподавателей и методистов в рамках традиционных олимпиад по информатике 2007 г.
Сайт позиционируется в ШИП Опорной школы МУК-21 и ЮЗАО, как периодически актуализируемый и развиваемый учащимися долгосрочный проект (2008-2009 гг.).
Очевидно, открытые дистанционные вариативные олимпиады по информатике и ИКТ типа ВОМУК-21 являются необходимыми для широкого круга школьников с целью развития их интереса к науке и способностей, цифровой компетентности к использованию действительно современных информационных и коммуникационных технологий, имеющих практическую направленность и полезность для технологического образования школьников.