Проектно-исследовательская работа:

«Дистанционная вариативная олимпиада по информатике и ИКТ»

Авторы: Мячев Анатолий Анатольевич, к.т.н., с.н.с., Шишорина Наталья Александровна

ГОУ Межшкольный Учебный Комбинат №21 «Коньково» ЮЗАО г. Москвы

Web-сайт: muk21-voict07.narod.ru   E-mail: vomuk-21@rambler.ru

Содержание   Введение   Методический паспорт проекта   Описание проекта   Заключение

 Введение

Проект «Дистанционная вариативная олимпиада по информатике и ИКТ» (далее ВОМУК-21) предлагает обучаемым навыки, достаточные для ориентирования в области информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), сети Интернет и прикладной информатики для учащихся различных возрастных групп, главным образом для учащихся 8-11 классов.

Проект предназначен для проведения ежегодных дистанционных открытых массовых олимпиад, как для учащихся, так и ИКТ-специалистов, заинтересованных в повышении уровня развития логико-математического, цифрового и общего мышления, а также коммуникативности и ИКТ-компетентности широкого круга учащихся основной, старшей и профильной школы.

Методический паспорт проекта

1.  Название проекта  «Дистанционная вариативная олимпиада по информатике и ИКТ»  - ВОМУК-21

2.  ФИО разработчиков - руководителей проекта  Мячев Анатолий Анатольевич, к.т.н., с.н.с., Шишорина Наталья Александровна

3.  Название образовательного учреждения  ГОУ Межшкольный Учебный Комбинат №21 «Коньково» ЮЗАО

4.  Год разработки учебного проекта  2006-2007 учебный год

5.  Опыт использования  В Опорной школе МУК-21 «Коньково» (школы ЮЗАО №№ 20, 49, 103, 113, 126, 170, 176, 584, 765, 791, 793, 865, 1101 – обучаются ежегодно около 3000 учащихся по информатике и ИКТ) и в ряде других школ, колледжей и вузов Москвы.

6.  Проблемная ситуация  В век информационных технологий все большее значение приобретает владение навыками, необходимыми для ориентирования в области информатики и ИКТ и сети Интернет. При этом не существует действующих информационных Интернет-сайтов, объединяющих в себе вариативные задания   информатике и ИКТ, которые могут использоваться для регулярного обучения (в том числе в очной и дистанционной форме) учащихся 8-11 классов и проведения массовой олимпиады с электронной фиксацией результатов и выполнения заданий по офисным ИКТ.

7.  Проблема проекта  Можно ли создать информационный Интернет-сайт, способный объединить в себе методически обоснованный единый комплект вариативных заданий по информатике и ИКТ для проведения открытой вариативной олимпиады в дистанционном и локальном сетевом режимах и единой методики оценки результатов для учащихся 8-11 классов.

8.  Цель  Цель проекта – формирование содержания, методики и реализации дистанционной сетевой вариативной олимпиады, направленной на развитие и проверку знаний и навыков, относящихся к информатике и ИКТ  и цифровой компетенции учащихся различных возрастных категорий.

9.  Задачи – этапы – способы решения  ·    Осуществление поиска существующих заданий и разработка вариативных новых заданий по информатике и ИКТ для учащихся различных возрастных категорий;  ·    Формирование методически сбалансированных комплектных электронных заданий различной тематики и сложности (с помощью Microsoft Office Excel), электронных бланков и программ обработки электронных бланков для осуществления открытой вариативной олимпиады ВОМУК-21 с минимальным использованием различных ресурсов; ·    Создание Интернет-сайта и размещение на нем системы комплексных вариативных заданий, электронных бланков и тестовых программ по базовым разделам олимпиады; ·    Использование сайта для предварительного обучения и контроля ЗУН учащихся на уроках информатики и ИКТ, проведения открытой ежегодной олимпиады ВОМУК-21; ·    Оформление методического паспорта и отчета о проделанной работе.

 10. Форма организации детей  Индивидуальная и групповая работа в классах, внешкольная деятельность.

11. Сфера применения результатов   Другое

12. Используемые технологии   Мультимедиа. Интернет. Офисные технологии. Другое

13. Форма продуктов проектной деятельности  Web-сайт. Мультимедийная презентация. Стендовый доклад, буклет.

14. Способ объединения результатов на презентации  Конференция. Конкурс.  Мероприятие. Другое

15. Виды презентации   Издательский. Демонстрация на компьютере. Публикация в Интернет. Другое

17. Класс или возраст детей  7, 8, 9, 10, 11 классы

 18. Число участников  4 разработчика: Панин С. (7 кл.), Гурская А., Морозов А., (10 кл.), Никитин Д. (11 кл.)

19. Предметная область   Информатика и ИКТ (основная), математика (сопутствующая)

20. Состав участников  Межшкольный

21. Характер координации  Явный

22. Темы учебно-тематического плана предмета ·    Компьютер и программное обеспечение ·    Информация. Кодирование информации. Математические основы компьютера. ·    Основы логики и логические основы компьютера  ·    ИКТ ·    Компьютерные презентации ·    Технология обработки числовых данных ·    Основы языка гипертекстовой разметки документов·    Компьютер и программное обеспечение

23. Время работы Среднесрочный (3 месяца – сентябрь 2007 г. ноябрь 2007 г.)

24. Цели обучения, развития, воспитания   ·    Формирование навыков поисковой  и исследовательской работы

·    Развитие знаний, умений и навыков, относящихся к информатике и ИКТ компетенции

·    Развитие цифровой грамотности, коммуникативности и ИКТ-компетенции учащихся

25. Стартовый уровень обученности и сформированности  ЗУН и специфических  умений

·    Базовые навыки обращения с персональным компьютером  ·    Умение работать в сети Интернет, осуществлять поиск информации   ·    Знание способов решения  задач по информатике  и заданий по ИКТ  в объеме базового и углубленного курса.

26. Приращение в ЗУН и специфических умений ·    Формирование навыков проектно-исследовательской работы

·    Умение решать, составлять и оформлять в электронном виде логические задачи различной сложности, ребусы, филворды, венгерские кроссворды, анаграммы, омонимы, текстограммы. ·    Получение углубленных знаний в области создания Web-сайтов с использованием инструментальных средств. ·    Дополнительные знания и навыки с элементами профессиональной работы в основных офисных приложениях (обработка текстов, табличных данных, подготовка презентаций) и в Интернет для решения заданий, презентации и публикации результатов работы в печати и в Интернет.

27. Режим работы (организационная форма)   Урочный и внешкольный (в очной и дистанционной формах).

28. Техническое оснащение  ·    Компьютерные классы с выходом в Интернет  ·    Персональные компьютеры с лицензионным программным обеспечением (Microsoft Office (MS Word, MS Excel, MS Power Point, MS  Front Page, MS Publisher), Macromedia Dreamweaver, Adobe Photoshop)

29. Учебно-методическое оснащение

·    Огородников Е.В., Георгиева Р.И., Мячев А.А., др. – Современный урок информатики в профильной школе. Методическое пособие. – М.: МГПУ, 2004. – 112 с.

·    Угринович Н. Д. – Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2006. – 512 с.

·    Златопольский Д.М. – Интеллектуальные игры в информатике. –  СПБ.: БХВ-Петербург, 2004.

30. Информационное оснащение

Печатные источники и ресурсы Интернет по тематике проекта:

·    Web-сайт «Дистанционная региональная олимпиада по информатике и ИКТ» muk21-drotik.narod.ru

·    Web-сайт «Вербальная энциклопедия информатики» encverit.narod.ru

·    Web-сайт «Виртуальный компьютерный клуб МУРСИК» mypcuk.narod.ru

·    Web-сайт «Самый-самый ребусник» bestrebusnik.narod.ru

 31. Кадровое оснащение  ·    Системный администратор МУК-21 «Коньково» - Паперно Л.М., Хохлов Н.А.

32. Комментарий  Данная работа принимала участие:

·    в районном туре Конкурса ученических компьютерных проектов, где в номинации "Образовательные проекты", как лучший образовательный актуальный сайт по информатике и ИКТ отмечен дипломом;

·    в окружном туре Конкурса ученических компьютерных проектов в  номинации "Образовательные проекты";

Решением Экспертного совета МУК-21 «Коньково» по внедрению информационных продуктов конкурса компьютерных ученических работ  в Школьное Информационное Пространство (ШИП) от 18.12.2007 проект рекомендован для представления на городских конкурсах различного уровня в качестве значимой для ШИП городского уровня научно-исследовательской компьютерной работы школьников - участников ШИП Опорной школы МУК-21 «Коньково», а также на НТТМ-2008.

Описание проекта

В ходе совместной работы учеников и руководителей над проектом был создан информационный образовательный Интернет-сайт  На сайте можно найти оригинальные развивающие вариативные задания, электронные бланки для различных видов информационных, вербальных и офисных заданий, а также дополнительную информацию, которая будет полезна начинающим и опытным учащимся в области информатики, ИКТ и в смежных областях знаний.

Задачи, формат заочного обучения и технология проведения ВОМУК-21 соответствовали требованиям региональной олимпиады по информатике и ИКТ – ДРОТИК-2005/6. Задания олимпиады, содержат в основном вариативные задачи, составленные на основе общеобразовательных программ по информатике и ИКТ, удовлетворяющие требованиям вступительных экзаменов по информатике вузов, рубежного контроля, региональных и окружных теоретических олимпиад по информатике.

В качестве вариативных параметров заданий (Ф, И, О) используется регистрационная информация участника: Ф, И, О - число символов в фамилии, имени и отчестве соответственно, а также индивидуальный номер участника (ИНУ) олимпиады (ИНУ=Ф+И+О).

Комплекс заданий ВОМУК-21, реализованный на базе технологии Excel,  включает в себя части А, В, C. На его выполнение в компьютерных классах МУК-21 отводилось 80 минут. Все участники в зависимости от уровня подготовки могли решать различные наборы задач A, B, C. Для школьников различных параллелей установлены различные стартовые бонусы (11-10 кл. – 5 баллов, 9-8 кл. – 10 баллов, 7 кл. – 15 баллов).

Задания части А (10 заданий, общее число баллов 32) относятся к базовому курсу информатики. Необходимо было сделать расчет в ячейке ответа, используя нотацию Excel и имена ячеек (Ф, И, О, ИНУ).  В бланке ответов в ячейке формул нужно было ввести расчетную формулу (без знака равенства). Часть В (6 заданий, 26 баллов). Ответ - число, состоящее из отдельных цифр, или слово. Часть C (4 расчетных и 3 графические задания, 26 баллов). Ответы на задания части С и графические объекты нужно было ввести в соответствующие ячейки таблицы согласно инструкции задания и перенести в бланк ответов.

Часть авторских заданий – комплексные, содержащие внутри себя ряд вариативных заданий из основных содержательных направлений информатики и ИКТ.

Все расчетные и текстовые ответы автоматически переносятся в электронный бланк учащегося для подведения и фиксации итогов участия в олимпиаде на электронных ящиках ВОМУК-21.

Дополнительные баллы начислялись участникам, имеющим сайт (проект) со ссылкой на страницу, содержащую информацию, идентифицирующую вклад участника в  создание сайта (проекта), разработанного преимущественного в рамках научно-исследовательской проектной работы по тематике ИКТ.

Данный сайт является ценным помощником для учебных заведений, заинтересованных в проведении вариативных открытых массовых олимпиад и развитии навыков решения вариативных заданий по информатике на основе приложений MS Office, а также в подготовке к ЕГЭ по информатике и ИКТ.

Заключение

В олимпиаде ВОМУК-21, проводившейся на базе образовательного сайта muk21-voict07.narod.ru  в ноябре-декабре 2007 г., приняли участие около 285 учащихся из многих школ ЮЗАО (№№ 20, 49, 113, 126,  170, 176,  765, 791, 793, 865,  1534, 1694 и др.).

Сайт используется штатно в учебном процессе и в ШИП других образовательных учреждений г. Москвы. Проект получил признание широкого круга учащихся, преподавателей и методистов в рамках традиционных олимпиад по информатике 2007 г.

Сайт позиционируется в ШИП Опорной школы МУК-21 и ЮЗАО,  как периодически актуализируемый и развиваемый учащимися  долгосрочный проект (2008-2009 гг.).

 Очевидно, открытые дистанционные вариативные олимпиады по информатике и ИКТ типа ВОМУК-21 являются  необходимыми для широкого круга школьников с целью развития  их интереса к науке и способностей, цифровой компетентности к использованию действительно современных информационных и коммуникационных технологий, имеющих практическую направленность и полезность для технологического образования школьников.

 

Используются технологии uCoz